Приложение №1
к приказу № 215 от 04.08.2023 г.
Дорожная карта (план)
профориентационной работы МБОУ СОШ №5 на 2024-2025 учебный год
Цель реализации основного уровня - формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов МБОУ СОШ №5
Задачи основного уровня:
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы);
- разработка плана профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;
- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ПС у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
- формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программы ДПО (повышения квалификации);
- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты основного уровня:
- для обучающихся 6-11 классов - развитие всех компонентов ГПС (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;
- для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
- для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы
1. Урочная деятельность (9 часов).
Мероприятия на выбор:
- уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" в рамках проекта «Билет в будущее» или другие программы;
- уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".
2. Внеурочная деятельность (34 часа).
Она включает:
- диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик, исходя из потребностей обучающихся - 4 часа;
- профориентационный урок - 2 часа;
- урок "Россия - мои горизонты" (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) - 2 часа;
- рефлексивный урок - 4 часа;
- мероприятия на выбор: проектная деятельность; профориентационные программы внеурочной деятельности; онлайн-уроки "Шоу профессий"; дополнительные профориентационные уроки.
3. Воспитательная работа - от 12 часов
. Она может быть реализована в рамках внеурочной деятельности и включает:
- посещение выставки "Лаборатория будущего - 4 часа;
- профессиональные пробы на базе площадки или на базе Платформы - 6 часов;
- мероприятия на выбор:
- экскурсии в образовательные организации ВО или СПО;
- экскурсии на производство;
- конкурсы профориентационной направленности;
- образовательные выставки.
- 4. Дополнительное образование - от 3 часов.
Предполагает выбор и посещение занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.
5. Взаимодействие с родителями/законными представителями -2 часа.
Родительское собрание: ознакомительное и итоговое.