Поиск
Меню сайта
Странички учителей
Школьная газета
Школьное окно
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Критерии готовности ребенка к школеКаковы
критерии готовности ребенка к обучению в школе?
1.
К
началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные
математические представления. Он
должен знать: ü состав
чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел); ü как
получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая
единицу из следующего за ним в ряду; ü цифры
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ü знаки
+, -, =, >, <; ü название
текущего месяца, последовательность дней недели; Он
должен уметь: ü называть
числа в прямом и обратном порядке; ü соотносить
цифру и число предметов; ü составлять
и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; ü пользоваться
знаками арифметических действий; ü измерять
длину предметов с помощью условной меры; ü составлять
из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; ü делить
круг, квадрат на 2 и 4 части; ü ориентироваться
на листке клетчатой бумаги. 2.
К
началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь: ü строить
сложные предложения разных видов; ü составлять
рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; ü находить
слова с определенным звуком; ü определять
место звука в слове; ü составлять
предложения из 3-4 слов; ü членить
простые предложения на слова; ü членить
слова на слоги (части); ü различать
разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; ü самостоятельно,
выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных
текстов, драматизировать небольшие произведения. 3.
В
области представлений об окружающем мире: ü уметь
различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; ü иметь
представление о сезонных явлениях природы;
ü знать
свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. 4.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? 1.
Социально-психологическая готовность к школе: ü учебная
мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения;
проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); ü умение
общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не
агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает
авторитет взрослых); ü умение
принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить
задание). 2.
Развитие школьно-значимых психологических функций: ü развитие
мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,
ножницами); ü пространственная
организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже,
вперед - назад, слева - справа); ü координация
в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший
графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии
(например, из книг); ü развитие
логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов
при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим
существенным признакам); ü развитие
произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в
течение 15-20 минут); ü развитие
произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать
запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово -
ситуация/). 3. Какие требования предъявляет
школа к развитию речи ребенка? ü Умение
правильно произносить все звуки речи и различать их на слух; ü Умение
употреблять разные части речи точно по смыслу; ü Умение
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; ü Умение
отвечать на вопросы и задавать их; ü Умение
самостоятельно передавать содержание литературных текстов; ü Умение
составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке,
по серии сюжетных картинок); ü Кругозор
(представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание,
другие интеллектуальные способности). Напомним, что у детей,
не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в
первом классе. Согласно
санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые
классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению
родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(консультации) о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием
для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1
сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших
шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского
сада. Как
может родитель сам определить готовность ребенка к школе? В книгах Л.Ф.
Тихомировой, А.В. Басова "Развитие логического мышления детей".
Ярославль, 1996, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к
школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения
психологической готовности ребенка к школе. Какова
продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях? Продолжительность
ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей
первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30
минут.
Помните, что для
ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира.
Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие
занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе? 1. Развитие мелких мышц
руки: работа с конструкторами
разного типа; работа с ножницами,
пластилином; рисование в альбомах
(карандишами, красками). 2. Развитие познавательных
способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления). Работать с этим Вам
помогут следующие книги: книга
"Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму.
Волгоград, 1993 г.); |
Год семьи
Информация
Полезные ссылки
|