Каковы
критерии готовности ребенка к обучению в школе?
1.
К
началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные
математические представления.
Он
должен знать:
ü состав
чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
ü как
получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая
единицу из следующего за ним в ряду;
ü цифры
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
ü знаки
+, -, =, >, <;
ü название
текущего месяца, последовательность дней недели;
Он
должен уметь:
ü называть
числа в прямом и обратном порядке;
ü соотносить
цифру и число предметов;
ü составлять
и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
ü пользоваться
знаками арифметических действий;
ü измерять
длину предметов с помощью условной меры;
ü составлять
из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
ü делить
круг, квадрат на 2 и 4 части;
ü ориентироваться
на листке клетчатой бумаги.
2.
К
началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
ü строить
сложные предложения разных видов;
ü составлять
рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
ü находить
слова с определенным звуком;
ü определять
место звука в слове;
ü составлять
предложения из 3-4 слов;
ü членить
простые предложения на слова;
ü членить
слова на слоги (части);
ü различать
разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
ü самостоятельно,
выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных
текстов, драматизировать небольшие произведения.
3.
В
области представлений об окружающем мире:
ü уметь
различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
ü иметь
представление о сезонных явлениях природы;
ü знать
свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
4.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1.
Социально-психологическая готовность к школе:
ü учебная
мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения;
проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
ü умение
общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не
агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает
авторитет взрослых);
ü умение
принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить
задание).
2.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
ü развитие
мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,
ножницами);
ü пространственная
организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже,
вперед - назад, слева - справа);
ü координация
в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший
графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии
(например, из книг);
ü развитие
логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов
при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим
существенным признакам);
ü развитие
произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в
течение 15-20 минут);
ü развитие
произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать
запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово -
ситуация/).
3. Какие требования предъявляет
школа к развитию речи ребенка?
ü Умение
правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
ü Умение
употреблять разные части речи точно по смыслу;
ü Умение
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
ü Умение
отвечать на вопросы и задавать их;
ü Умение
самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
ü Умение
составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке,
по серии сюжетных картинок);
ü Кругозор
(представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание,
другие интеллектуальные способности).
Напомним, что у детей,
не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в
первом классе.
Согласно
санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые
классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению
родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием
для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1
сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших
шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского
сада.
Как
может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
В книгах Л.Ф.
Тихомировой, А.В. Басова "Развитие логического мышления детей".
Ярославль, 1996, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к
школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения
психологической готовности ребенка к школе.
Какова
продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность
ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей
первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30
минут.
Помните, что для
ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира.
Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие
занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц
руки:
работа с конструкторами
разного типа;
работа с ножницами,
пластилином;
рисование в альбомах
(карандишами, красками).
2. Развитие познавательных
способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим Вам
помогут следующие книги:
книга
"Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму.
Волгоград, 1993 г.);