Туралина Анастасия Павловна
Влияние родительских установок на развитие детей и их отношение к людям
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет родителей непререкаем и абсолютен.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
Сказав так: |
подумайте о последствиях |
и вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. |
«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!». |
«Горе ты моё!» |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
«Счастье ты моё, радость моя!» |
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
«Поплачь, будет легче…». |
«Вот дурашка, всё готов раздать…». |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
«Молодец, что делишься с другими!». |
«Не твоего ума дело!». |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. |
«А ты как думаешь?». |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…». |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!». |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!». |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!». |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!». |
«Неряха, грязнуля!». |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике). |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого». |
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход"» от родителей. |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!». |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!». |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!». |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
«Давай немного оставим папе (маме) и т.д. |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…». |
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!». |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
«Как ты мне нравишься!». |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!». |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
«Смелее, ты всё можешь сам!». |
«Всегда ты не вовремя подожди…». |
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение. |
«Давай, я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
«Держи себя в руках, уважай людей!». |