Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 17.08.2018, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Кемерово

Включить версию для слабовидящих ...
Поиск
Меню сайта
МАУ "ОК"Отдых"
 
МАУ "ОК"Отдых"
 
...
Радиотехника
 
Школьное окно
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Профилактика аутоагрессивного и агрессивного поведения подростков

Информация для родителей

Профилактика аутоагрессивного и агрессивного поведения подростков

       Что такое аутоагрессия? Это проявление разрушительной активности, которая направлена человеком непосредственно на себя. Под разрушительной активностью понимается поведение подростков (т.к. эта группа населения, наиболее чаще  склонна к подобным действиям и поведению), совершающих попытки суицида, нанесение травм собственному телу, алкоголизация, наркомания, самообвинения, унижающие высказывания о себе.

      Что означает термин агрессия и агрессивное поведение? Это слово латинского  происхождения и означает – «нападение», «нападать». Агрессия - поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку, непосредственный (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации). Если нет намерения в причинении вреда (произошло случайно), то нельзя говорить об агрессии. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что подростки становится все более и более агрессивным. Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о некоторых гормональных нарушениях в организме (переходный возраст), проблемах в семье и т.д. В любом случае, агрессивное поведения требует внимательного отношения, как со стороны родителей (что в первую очередь), так и со стороны педагогов, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае.  Регулярное проявление аутоагрессивного и агрессивного поведение у подростков, порой требует обращение и наблюдения у психиатра (код по МКБ-10, F91 расстройства поведения). Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни. 

 

Причины агрессивного и аутоагрессивного поведения

школьников младшего и среднего звена

 

      Учителя и психологи отмечают, что в последние годы, учащиеся младших и средних классов (конечно подобное поведение встречается и в старшем звене, но значительно реже),  проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. Первой причиной специалисты называют нестабильную ситуацию в семьях, где сами родители относятся агрессивно к своему ребенку и друг другу, решая часто проблемы семейные, финансовые в присутствие детей и подростков. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка и подростка. Кроме того, непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра категорически нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными. К агрессии также приводят конфликты с одноклассниками, отсталость в учебе, излишняя требовательность, нередко и предвзятость педагога. Неразрешимость навалившихся проблем, отчаянное желание вырваться из эмоциональной напряжённости, усталости приводит к стойкому поведению всё разрешить с помощью крика, ругани, визга, драки и т.п. разрушительному, аддиктивному  поведению.

Причины аутоагрессивного поведения кроются в, развороте вектора агрессии вовнутрь, в основном  - социальные. Когда нет возможности выразить возникшую злость непосредственно объекту переживаний, агрессия перенаправляется на доступный или безопасный другой объект, либо на себя. Это невозможность предъявления собственной агрессии прямо, может быть обусловлена недоступностью объекта, осуждением агрессивных действий окружающими людьми, удалённостью объекта, либо частым отсутствием объекта. Перенос этот происходит чаще всего неосознанно, и является эмоционально более выгодным, чем осознание факта наличия неприятных,  разрушительных чувств и вступление в открытую конфронтацию.

          Аутоагрессия в психологии достаточно широкое понятие, охватывающее как детскую так патопсихологическую отрасли, соответственно и причин её возникновения  выделяют целый ряд. Чаще всего аутоагрессия проявляется у личностей склонных к неврозам и депрессиям, склонных к демонстративному поведению. При диагностировании таких детей и подростков чаще результат – заниженный уровень самооценки, мазохистичная личностная акцентуация характерных особенностей.  Внешними факторами, способствующими аутоагрессии,  чаще являются психотравмирующие ситуации (актуальные, а не притянутые  за «уши»), нарушение процесса  социализации, физическое и психологическое насилие.  Я уже выше упоминала, но повторюсь – неспокойная обстановка в семье, частые ссоры родителей либо родственников проживающих вместе с детьми с раннего возраста, чрезмерные и жестокие  физические и психологические насилия, насмешки и унижения, игнорирование нужд ребёнка, с целью утвердить свою  тотальную власть над  ним. Без объяснений в последующем периоде общения и разъяснения ребёнку предпринятых необходимых  воспитательных  мер воздействий на него. В дальнейшем периоде общения отсутствие доброжелательных и справедливых, тёплых, нежных, заботливых  семейных отношений.               А  у детей и подростков аутоагрессия возникает из обвинения себя в проблемах и плохом настроении взрослых, как метод манипулирования и получения желаемого,   и повышенного внимания.

          Присутствуют и исключительно биологические причины аутоагрессии. В этих случаях акты аутоагрессии и агрессивное состояние, могут быть спровоцированы – психиатрическими заболеваниями, наличие слуховых и зрительных галлюцинаций, расстройств  нервной системы,  сверхценных идей (подробнее можно об этом узнать на интернет порталах).

         Профилактика – это, прежде всего процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс - преодолевающего поведения. В её задачу входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные  жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Формирования адекватной позиции своего  «Я» по отношению не только родителям, близким людям, сверстникам,  семейных приоритетам и традициям, но и окружающему обществу. Профилактическая работа признается приоритетным направлением деятельности специалистов-психологов, социальных педагогов, замов по воспитательной, и учебно-воспитательной работе  в данном направлении.

 

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №5»                                                       

        Зубенко С.В.

                    

Стр. безопасности
Морозные дни

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" © 2018