Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 16.12.2017, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Кемерово

Включить версию для слабовидящих .
Поиск
Меню сайта
МАУ "ОК"Отдых"
 
...
Радиотехника
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Готовность к школе и условия успешной учебы

Готовность к школе и условия успешной учебы

 Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и тоже

 Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.

 В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.

 Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

 2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

 Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…

 Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.

 Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.

 Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.

 Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

 Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

 Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

 Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

 А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

 Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

 И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

 Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

 Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.

 Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

 Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

 Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

 Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.

 Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом.

 Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

 Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания.

 - Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

 - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

 - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

 - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка.

 - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

 - Был ли он в библиотеке?

 - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

 - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития.

 - Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

 - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

 - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

 - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

 - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

 - Четко ли ребенок выговаривает слова?

 - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

 - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития.

 - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

 - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

 - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

 - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться.

 - Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

 - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

 - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

 - Хорошо ли ребенок слышит?

 - Хорошо ли он видит?

 - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

 - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

 - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

 - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

 - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

 - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память.

 - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

 - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

 - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

 - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей.

 - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

 - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

 - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам.

 - Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

 - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

 - Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность.

 Может ли ваш ребенок:

 - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

 - Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

 - Понимать смысл того, о чем ему читают?

 - Четко выговорить свое имя?

 - Запомнить свой адрес и номер телефона?

 - Писать карандашом или мелками на бумаге?

 - Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

 - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

 - Слушать и следовать полученным указаниям?

 - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

 - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

 - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

 - Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

 - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

 - Проявлять интерес к окружающим его предметам?

 - Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.

 (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

 - Нравится ли вам ваш малыш?

 - Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

 - Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

 - Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

 - Поправляете ли вы речь малыша?

 - Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

 - Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

 - Смеетесь ли вы вместе с ним?

 - Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

 - Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

 - Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

 - Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

 - Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

 - Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

 - Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

 - Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

 - Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

 - Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

 - Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

 - Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

 - Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

 У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.

 Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

 Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.

 Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.

 То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

 Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.

 И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.

 Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…

 Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно н

День флага РФ
 
Стр. безопасности
Морозные дни

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" © 2017